+ Вступление
- Двигатель
Спецификации
Монтаж двигателя
Зубчатый ремень на разных двигателях Мазды
Зубчатый ремень на DONC
Монтаж головки цилиндров
Механизм цепного привода
Монтаж распредвала
Монтаж распределительного вала
Распредвал и привод распределителя
Распределительный вал и привод распределителя
Монтаж распределительных валов
Монтаж клапанов
Замена маслоотражательных колпачков
Направляющие клапана
Фаски сёдел клапанов в головке цилиндров
Притирка клапанов
Регулировка зазора клапанов
Проверка компрессии
Клиновой ремень
+ Система смазки
+ Система охлаждения
+ Зажигание
+ Система питания топливом
+ Дизель
+ Система выпуска отработавших газов
+ Сцепление
+ Механическая КПП
+ Автоматическая КПП
+ Подвеска и рулевое управление
+ Тормоза
+ Кузов и шины
+ Электрика
+ Печка, свет и приборы
+ Пользование органами управления
+ Электросхемы
|
Монтаж головки цилиндров
При снятии головки цилиндров двигатель должен быть охлажден по меньшей мере до комнатной температуры. Выпускной и впускной коллекторы остаются подключены. Описывается снятие для двигателей ВЗ, В5, В6 и ВР. В конце главы находятся указания по дизельному двигателю. На отличия для серии двигателей Е указано в отдельной главе,
.
Неисправная головка цилиндров выявляется по одному или нескольким следующим признакам:
- Потеря мощности.
- Потеря охлаждающей жидкости. Белые выхлопные облака на теплом двигателе.
- Потеря масла.
- Охлаждающая жидкость в моторном масле, уровень масла не уменьшается, а увеличивается. Серый цвет моторного масла, следы пены на измерительном щупе, масло разжижено.
- Моторное масло в охлаждающей жидкости.
- Охлаждающая жидкость сильно бурлит.
- Отсутствует компрессия в двух соседних цилиндрах.
Снятие
Двигатель В6 с системой впрыска
ПОРЯДОК РАБОТЫ
|
- Отключить кабель массы от батареи.
ВНИМАНИЕ ! При этом стираются данные из памяти неисправностей двигателя или защитный код радиоприемника. Перед отключением батареи следует прочесть указания в Разделе - Монтаж аккумулятора.
|
-
Инжекторный двигатель: Ослабить хомуты и снять впускной шланг.
-
Карбюраторный двигатель: Снять воздушный фильтр, смотрите Главу - Система питания топливом, Раздел Воздушный фильтр.
- Если имеется, снять резонансную камеру.
- Слить охлаждающую жидкость, смотрите Главу - Введение.
- Снять привод газа, смотрите Главу - Система питания топливом, Раздел Автоматика холодного запуска.
-
Автоматическая КПП: Отсоединить трос дроссельной заслонки.
- Отключить все электрические провода к головке цилиндров. Для облегчения установки провода следует предварительно пометить липкой лентой.
- Отвинтить кабель массы -1- на двигателе.
- Отсоединить штекер -2- лямбда-зонда.
- Отсоединить комбинированный штекер -3- на распределителе зажигания.
- Отсоединить комбинированный штекер -4- вентилей впрыска.
- Отсоединить комбинированный штекер датчика дроссельной заслонки -5- и регулятора холостых оборотов -6-.
- Отключить клемму 4 -7- на катушке зажигания.
- Отключить комбинированный штекер -8- термовыключателя системы охлаждения.
- Отключить штекер -9- датчика температуры охлаждающей жидкости.
- Отключить кабель массы -10- на двигателе.
- Отключить комбинированные штекеры соединений карбюратора -11-.
- Отсоединить вакуумный тормозной шланг, предварительно ослабив хомут.
|
|
Инжекторный двигатель
Инжекторный двигатель
ПОРЯДОК РАБОТЫ
|
- Ослабить шланговые хомуты и отключить топливные шланги -2-. При отключении проложить вокруг топливопроводов тряпку, чтобы при ослаблении не разбрызгивалось топливо. Сразу закрыть трубопроводы подходящими пробками, например, чистыми болтами соответствующего диаметра. Для облегчения последующей установки пометить топливопроводы липкой лентой.
- Если имеется, отключить вакуумный шланг -4- темпостата.
- Отключить вентиляционный вакуумный шланг -3-.
|
|
Карбюраторный двигатель
Карбюраторный двигатель
ПОРЯДОК РАБОТЫ
|
- Ослабить шланговые хомуты и отсоединить топливопроводы на механическом топливном насосе. При отключении проложить вокруг топливопроводов тряпку, чтобы не разбрызгивалось топливо. Сразу закрыть трубопроводы подходящими пробками, например, чистыми болтами соответствующего диаметра. Для облегчения последующей установки пометить топливопроводы липкой лентой.
- Отсоединить шланг от устройства управления подогревом всасываемого воздуха, для этого ослабить хомут.
- Отключить шланги отопителя -5-, предварительно ослабив хомуты.
|
-
Модели с 10/89 г. вып.: Нажать на выступ -стрелка- шлангового хомута и отсоединить шланг отопителя.
|
ВНИМАНИЕ !
На штуцере находятся уплотнение круглого сечения и промежуточное кольцо. Не забыть их при установке.
|
- Отвинтить гайку крепления перепускного трубопровода системы охлаждения и отсоединить скобу.
- Снять зубчатый ремень, , Зубчатый ремень на DONC.
- Отвинтить крышку головки цилиндров.
- Отвинтить приемную трубу глушителя от выпускного коллектора, смотрите Главу - Система выпуска отработавших газов.
-
Инжекторный двигатель: Снять крепление впускного коллектора.
|
- Ослабить болты головки цилиндров в последовательности с 1 по 10 за первый проход на 1/2 оборота, за второй проход на один целый оборот и полностью вывернуть на третьем проходе.
|
ВНИМАНИЕ ! Ослабление болтов головки цилиндров в ненадлежащем порядке может привести к деформации или трещинам в головке цилиндров.
|
- Проверить, все ли шланги, идущие от головки цилиндров к двигателю и кузову, отсоединены.
- Снять головку цилиндров с помощью ассистента.
ВНИМАНИЕ !
Не класть головку цилиндров после снятия на уплотнительную поверхность, при этом могут быть повреждены полностью открытые клапаны. Уложить головку цилиндров на два деревянных бруска.
|
|
|
Установка
ПОРЯДОК РАБОТЫ
|
- Перед установкой очистить шабером блок и головку цилиндров от остатков уплотнения. При этом уплотнительные поверхности не должны быть поцарапаны.
Следить, чтобы остатки уплотнения не упали в цилиндры. Накрыть отверстия тряпкой.
- Проверить, чтобы в отверстиях болтов головки цилиндров не было масла, при необходимости удалить масло сжатым воздухом. Если сжатого воздуха нет, можно очистить отверстия маленькой отверткой, обернутой тряпкой.
ВНИМАНИЕ ! В любом случае масло должно быть удалено.
|
|
- Проверить головку цилиндров на наличие деформации стальной линейкой и щупом.
|
- Проверить деформацию в указанных направлениях. Максимально допустимая неровность составляет 0,15 мм. Если граничное значение превышено, головку цилиндров следует обработать (выполняется в мастерской).
- Проверить головку цилиндров на наличие трещин. Если есть трещины, головку необходимо заменить.
- Проверить водяные, масляные и топливные шланги на наличие трещин и разрывов, если требуется, заменить.
- Проверить клапаны и направляющие клапанов на наличие износа и повреждений.
- Наложить прокладку головки цилиндров, чтобы отверстия в блоке цилиндров и прокладке совпадали.
- Смазать небольшим количеством масла поверхности прилегания и резьбу болтов головки цилиндров.
|
- Завернуть 10 болтов до прилегания к головке цилиндров усилием руки. Затем болты следует затянуть в три прохода. На каждом проходе болты затягиваются в последовательности с 1-го по 10-й.
|
1-й проход: 40 Нм 2-й проход: 60 Нм 3-й проход: 80 Нм
ВНИМАНИЕ ! Затяжку болтов головки цилиндров следует производить очень внимательно. Перед затяжкой следует проверить точность динамометрического ключа. Кроме того, необходимо точно следовать последовательности затяжки.
|
-
Инжекторный двигатель: Затянуть крепления впускного коллектора с усилиями
25 Нм и
45 Нм.
|
- Привинтить приемную трубу глушителя к выпускному коллектору с усилием
45 Нм.
|
- Двигатель DOHC : Нанести на заштрихованные места герметик на силиконовой основе (например, DOW CORNING Q3-7057). Установить новую прокладку крышки клапанов.
-
Двигатель SOHC : Нанести в паз прокладки в крышке головки цилиндров герметик на силиконовой основе (например, DOW CORNING Q3-7057). Наложить новую прокладку крышки.
- Установить крышку головки цилиндров и привинтить с усилием
10 Нм.
- Установить зубчатый ремень, , Зубчатый ремень на DONC.
- Установить перепускной трубопровод системы охлаждения и затянуть гайку крепления с усилием
20 Нм.
|
- Установить и отрегулировать привод газа, смотрите Главу - Система питания топливом, Раздел Автоматика холодного запуска.
|
|
- Присоединить все электрические провода и вакуумные шланги в соответствии с нанесенными метками.
|
- Надеть шланги отопителя, и в зависимости от модели защелкнуть или закрепить хомутами.
- Подключить подающий и возвратный топливопроводы и закрепить хомутами.
- Установить воздушный фильтр, смотрите Главу - Система питания топливом, Раздел Воздушный фильтр.
- Проверить морозоустойчивость охлаждающей жидкости и залить ее в систему, смотрите Главу - Введение.
- Подключить кабель массы батареи.
- Если имеются, установить время на часах и задать защитный код радиоприемника.
- Заменить моторное масло, смотрите Главу - Введение.
- Проверить момент зажигания, если требуется, отрегулировать, смотрите Главу - Зажигание, Раздел Момент зажигания.
- Проверить холостой ход, при необходимости отрегулировать, смотрите Главу - Система питания топливом.
- Прогреть двигатель, проверить уровень охлаждающей жидкости и герметичность всех шланговых соединений.
- Если требуется, проверить зазор клапанов,
.
|
|
Дизель
Снятие
ПОРЯДОК РАБОТЫ
|
- Снять батарею и отвинтить держатель батареи, смотрите Главу - Электрика, Раздел Монтаж аккумулятора.
- Снять воздушный фильтр, смотрите Главу - Система питания топливом, Раздел Воздушный фильтр.
- Снять трубопроводы впрыска, смотрите Главу - Дизель.
- Отвинтить подающий и возвратный трубопроводы.
|
- Удерживая распредвал разводным ключом, например, HAZET 279-15, отвинтить болт крепления зубчатого колеса распредвала. Снять колесо распредвала, при необходимости сбить легкими ударами резинового молотка.
|
ВНИМАНИЕ ! При удерживании распредвала не повредить головку цилиндров гаечным ключом.
|
- Отвинтить задний кожух зубчатого ремня.
|
- Отвинтить болты крепления -стрелки- передней опоры двигателя.
|
|
- Ослабить болты головки цилиндров в последовательности с 1 по 10 за первый проход на 1/2 оборота, за второй проход на один целый оборот и полностью вывернуть на третьем проходе.
|
ВНИМАНИЕ ! Ослабление болтов головки цилиндров в ненадлежащем порядке может привести к деформации или трещинам в головке цилиндров.
|
|
|
Установка
ПОРЯДОК РАБОТЫ
|
- Проверить головку цилиндров на деформацию. Максимально допустимая деформация на уплотнитель ной поверхности может составлять 0,1 мм. Если деформация превышает граничное значение, головку цилиндров следует обработать (выполняется в мастерской).
- Измерить величину выступания пробки. Требуемое значение: 7 - 8 мм. При необходимости забить пробку молотком до указанного размера. Покрыть
новое уплотнение круглого сечения небольшим количеством масла и вставить его в паз пробки.
- Измерить длину болтов головки цилиндров от нижнего края головки до конца стержня. Максимальная длина 114,5 мм не должна быть превышена. Если значение не соответствует требованию, болт следует заменить.
|
- Завернуть 10 болтов головки цилиндров усилием руки пока они не будут прилегать к головке. Затем затянуть болты в три прохода. На каждом проходе болты затягиваются в изображенной на иллюстрации последовательности с 1-го по 10-й.
|
1-й проход: динамометрическим ключом с усилием
30 Нм 2-й проход: довернуть на 1/4 оборота жестким ключом, не снимая ключ
3-й проход: довернуть на 1/4 оборота жестким ключом, не снимая ключ
- Привинтить переднюю опору двигателя с усилием
45 Нм.
|
- Установить задний кожух зубчатого ремня и привинтить с усилием
10 Нм.
|
- Установить зубчатое колесо и клин. Для затягивания болта крепления удерживать распредвал ключом. Момент затяжки:
50 Нм.
- Установить зубчатый ремень, смотрите Главу - Дизель.
- Установить подающий и возвратный топливопровод, а также трубопровод впрыска, смотрите Главу - Дизель.
- Установить воздушный фильтр, смотрите Главу - Система питания топливом, Раздел Воздушный фильтр.
- Установить держатель батареи и привинтить с усилием
10 Нм.
- Установить батарею, смотрите Главу - Электрика, Раздел Монтаж аккумулятора.
|
|
|